Страница 3 из 7
Легенды и мифы Лаврового переулка (повесть)
ЛЕГЕНДА, КОТОРУЮ ОВЧАРКА ЛАДА ИНОГДА РАССКАЗЫВАЕТ СВОИМ ЩEHKAM
Как-то раз лохматый Шарик
Укусил воздушный шарик.
Шарик лопнул и пропал.
Шарик спрятался в подвал.
— Шарик лопнул! Лопнул шарик! —
Закричал в испуге дом.
И когда барбос соседский
Встретил Шарика потом,
Он спросил его тихонько,
Отозвав сперва в кусты:
— Слушай, друг, скажи мне честно,
Шарик лопнул или ты?
ГЛУБОКОЕ УВАЖЕНИЕ
Жили-были в Лавровом переулке папа и мама. И был у них сын Коля. Вот однажды говорит мама папе:
— У всех дети, как дети, а наш Коля хуже всех. Одежда на нём горит, обувь плавится, носовые платки он теряет, а про шапку я и не говорю. Шапку он вообще носить не хочет. Зато двойки чуть ли не каждую неделю из школы носит. А в прошлом месяце подрался. А в этом месяце стекло разбил. И в футбол гоняет с утра до вечера. И вообще не слушается.
Папа подумал и отвечает:
— Может, наш Коля ещё и не самый плохой. Может, на свете есть дети ещё похуже нашего.
— Нет, — говорит мама, — хуже нашего не бывает. Не веришь — у соседей спроси! — И рукой махнула.
— Ладно, — отвечает папа, — выйду сегодня вечером во двор покурить, непременно спрошу у кого-нибудь.
И вот вечером взял папа сигарету и пошёл во двор, покурить. А Коля тихонько следом вышел. Поймал в темноте светлячка и подошёл к папе со светлячком в руке, как будто это тоже сигарета.
Папа решил, что это кто-то из взрослых соседей, и говорит:
— Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, есть у вас дети?
— Как же, — отвечает Коля взрослым голосом, — у меня сын во втором классе учится. Толей зовут.
— Он у вас, наверно, отличник? — спрашивает папа.
— Ничего подобного! — отвечает Коля. — Он у меня двоечник. Каждый день двойки носит. Штуки по три в день, а иногда четыре.
— А скажите, — говорит папа, — Толя ваш, наверно, очень бережно к одежде относится. И к обуви.
— Да что вы! — отвечает Коля. — Он в день по три костюма в клочья рвёт, а ботинки каждые двадцать минут меняем.
— Ничего себе! — удивляется папа и спрашивает: — А в футбол Толя ваш не очень часто гоняет?
— Нет, — отвечает Коля, — не очень часто. Вот у соседа с верхнего этажа дочка Оля есть, так та круглые сутки с мячом бегает. А мой Толя только четырнадцать часов в сутки футболом занят. А в остальное свободное время он стёкла бьёт и дерётся с кем попало.
Папа послушал, послушал и заторопился.
— Извините! — говорит. — Простите, пожалуйста. До свиданья!
И поскорей домой убежал. К маме. И говорит ей:
— Знаешь, а Коля наш, оказывается, не самый плохой. Тут у одного соседа сын Толя есть, тоже, как наш, во втором классе, так про него, про этого Толю, и рассказывать страшно. А Коля наш ещё ничего. По сравнению с этим Толей он совсем хороший. Если его с Толей сравнивать, так мы своим сыном просто гордиться должны.
Мама задумалась, а потом решила:
— Если так, тогда давай будем нашим сыном гордиться. Не будем его ругать, а с завтрашнего дня будем относиться к нему с глубоким уважением.
И начали папа и мама относиться к Коле с глубоким уважением. А ругать его совсем перестали.
И от этого уважения стало Коле вдруг как-то не по себе. Не то чтобы совестно, а как-то неловко и неуютно. И стал Коля, сам того не замечая, потихоньку исправляться, исправляться… И постепенно совсем исправился.
МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Жил в Лавровом переулке дядя Петя, который ничего не знал про детей. Он вообще не знал, что на свете дети бывают. Вернее, раньше, когда дядя Петя сам был маленьким, он знал, а потом вырос и как-то забыл. Нет, ему, конечно, встречались иногда дети на улице или в автобусе, но дядя Петя их не замечал. А если замечал, то думал, что это лилипуты из цирка или просто так, какие-то маленькие человечки.
Однажды дядя Петя возвращался с работы и нёс домой свою зарплату. И вдруг увидел, что в ящике с песком сидят какие-то маленькие люди и делают что-то непонятное. Это были дошкольники, которые лепили куличики, но дядя Петя этого не знал.
Он подошёл и сказал:
— Здравствуйте, товарищи! Что это вы делаете, если не секрет?
— Не секрет! — сказали дошкольники. — Мы играем.
— И кто выигрывает? — спросил дядя Петя.
— Никто! — удивились дошкольники. — Просто играем, и всё.
— Невероятно! — воскликнул дядя Петя. — Первый раз вижу такую игру, в которой никто не выигрывает. И в хоккей, и в футбол, и даже в домино обязательно кто-нибудь выигрывает! А вы просто играете, и всё!
— Такая игра! — сказали дошкольники.
Дядя Петя смотрел, смотрел на дошкольников, а потом сказал:
— Вы меня, конечно, извините, товарищи, но скажите, пожалуйста, почему вы все такого очень маленького роста?
— Для своего возраста, — обиделись дошкольники, — мы совсем не маленького роста. И потом мы всё время растём.
— Всё время? — удивился дядя Петя. — Каждый день? И ночью тоже? А почему же вы тогда такие… невысокие?
— Потому что мы ещё не успели вырасти, — сказали дошкольники, — мы недавно начали.
— Потрясающе! — сказал дядя Петя с грустью. — А вот я совсем не расту. И никто из моих знакомых тоже по ночам не растёт. И днём не растёт. Даже мой начальник на работе. Он всегда одинаковый.
— Это потому что он взрослый, ваш начальник, — сказали дошкольники. — И вы тоже. А мы не взрослые. Мы ещё дети!
— Кто? — не понял дядя Петя.
— Дети!
Тут дядя Петя хлопнул себя по лбу и закричал:
— Вспомнил! Правильно! Ну конечно! Вы дети! Вот вы кто! Как же это я забыл! Дети! Вот здорово! — И дядя Петя так обрадовался, что достал свою зарплату, побежал и купил всем дошкольникам по порции эскимо. Нет, по две порции.
Я САМ
Теперь дошкольнику хорошо. Только он выползает из пелёнок, его сразу начинают учить разным нужным и полезным вещам. Дошкольника учат зашнуровывать ботинки, показывают ему, как включать телевизор, и рассказывают, что вкусное, а что горькое.
Даже подумать страшно, как жили дошкольники в доисторические времена, когда их папы и мамы были совершенно дикие и ничему своих детей не учили.
Только представьте себе, что бы вы делали, если бы вам ничего не показывали и не рассказывали. Откуда бы вы, например, узнали, что спать надо на кровати, а не на полу, что ходить надо на двух ногах, а не на одной и что, когда грызёшь орехи, нужно сердцевину съедать, а скорлупки выбрасывать, а не наоборот?
И как бы вы, интересно, отличили правый ботинок от левого? А сахар от мела? А касторку от кваса? А парикмахера от зубного врача?
Но в наше время дошкольнику хорошо. Ему всё показывают и рассказывают. Всё-всё. И наверно, поэтому дошкольнику иногда хочется хоть что-нибудь понять самому. Без подсказки.
Дошкольник Вовочка, например, хотел сам научиться кататься на велосипеде.
Рассказывают, что, когда Вовочке купили велосипед, Вовочка вывел его во двор и стал изучать. Вовочка сам догадался, что в седло надо садиться, а за руль держаться, а педали крутить. И когда Вовочка до всего этого дошёл сам, он сел и поехал. Очень быстро. Вовочка ехал на велосипеде и думал: «Ура! Я научился кататься! Сам!» И пока Вовочка так думал, он вспомнил, что не научился тормозить. «Ничего, — решил Вовочка, — я немножко покатаюсь, а потом научусь». И действительно, Вовочка покатался, а потом научился тормозить в дерево. Но это ему не понравилось. Тогда он ещё покатался и научился тормозить в забор. Это тоже было неинтересно. Потом Вовочка научился тормозить в дядю Петю. Тормозить в дядю Петю было гораздо мягче, чем, например, в забор или дерево, но, во-первых, дядя Петя стоял в Лавровом переулке не всегда, а только когда выходил подышать свежим воздухом, а во-вторых, дядя Петя очень просил Вовочку больше в него не тормозить.
Вовочка учился тормозить до самого вечера. Он изобретал всё новые и новые способы, но всё это было не то. И тогда он подумал: «Я сам научился кататься на велосипеде! И я сам уже почти научился тормозить. Просто я придумал много разных способов и не могу выбрать самый лучший». И Вовочка сказал себе: «Спрошу-ка я у дяди Пети!»
И спросил. И дядя Петя рассказал Вовочке про тормоз. И показал, где этот тормоз у велосипеда.
Всё-таки в наше время дошкольникам хорошо. Не то что в доисторические времена.