Барэкендан (сказка Ованеса Туманяна)
 (Барэкендан — название армянского народного праздника проводов зимы (у русских — масленица. Пер.)) 
Жили-были на свете муж да жена. Жили они не в ладу, не по душе были друг другу. 
Муж жену честил дурехой, жена его обзывала дурнем, и не прекращалась у них свара. 
Как-то купил муж на рынке несколько пудов масла и риса, нанял носильщика и доставил домой. 
Обозлилась жена на него: 
— Небось не веришь, когда тебя дурнем называю, а вот подумай, к чему нам столько масла да рису? Ты что, поминки по отцу справлять собираешься или же свадьбу сына играть?

— Слушай, жена, — о каких поминках, о какой свадьбе ты болтаешь?! Возьми да прибереги — я это купил для Барэкендана. 
Успокоилась жена, унесла припасы в чулан. 
Время идет. Жена ждет, ждет, а Барэкендан все не приходит. Сидит она однажды перед дверью и видит: шагает по улице человек, куда-то торопится… Присмотрелась она к нему, окликнула его: 
— Братец, а братец! Остановись-ка… Остановился прохожий. 
— Скажи-ка, братец, не ты ли будешь Барэкендан? 
Смекнул прохожий, что у женщины в голове заклепки не хватает, и подумал: «Скажу-ка ей, что это я… Погляжу, что-из этого выйдет». 
— Правильно, сестрица, я Барэкендан. Хочешь сказать мне что-либо? 
— А хочу я сказать тебе, что не нанимались мы твое масло да твой рис хранить! Хватит с нас, что столько времени хранили… Стыда у тебя нет, что ли?! Почему не забираешь свое добро? 
— Зря, сестрица, ты сердишься — я и пришел за своим добром: разыскивал ваш дом, все не находил… 
— Ну, заходи же, забирай! 
Зашел прохожий, забрал припасы, взвалил себе на спину, да как припустит по дороге — пятками к этому дому, лицом — к своему селу!.. Вернулся домой муж той женщины, а она ему говорит: 
— Да, зашел сегодня Барэкендан твой. Всучила я ему, наконец, его добро! 
— Какой барэкендан, что за добро? 
— Да масло с рисом, что ты принес… Понимаешь, увидела я, как он по улице идет, наш дом ищет. Зазвала я его, отругала, заставила забрать рис да масло. 
— Вай, да разрушится дом твой, безмозглая женщина! По какой дороге он ушел? 
— В-о-о-н по той… 
Вскочил муж на коня, поскакал догонять Барэкендана. 
Идет Барэкендан по дороге, все оборачивается. Увидел, что скачет по дороге верховой и догадался — гонится за ним муж обманутой женщины. 
Поравнялся с ним всадник и говорит: 
— Добрый день, братец! 
— Да будет он добрым для тебя! 
— Не обогнал ли тебя недавно один человек? 
— Обогнал. 
— Нес он что-нибудь на спине? 
— Как же, нес. 
— А… вот его-то мне и надо! Давно ли это было? 
— Да уж немало времени прошло. 
— А догоню я его, если пущу коня вскачь? 
— Где тебе его догнать?! Ты же на коне, а он — пеший… Пока твой конь четырьмя ногами переберет — раз… два… три., четыре… — тот человек на своих на двоих как засеменит: раз-два, раз-два! Сразу опередит тебя — только его и видели!.. 
— Что ж мне делать-то? 
— Да только одно и остается: сойди с коня — я за ним присмотрю, — а сам беги за ним пешком, может, и догонишь. 
Спешился муж дурехи, оставил коня у прохожего, а сам пустился пешим догонять вора. А Барэкендан подождал, пока он скрылся из виду, навьючил ношу на коня, вскочил на него и, свернув с дороги, принялся нахлестывать коня. 
Бежит по дороге муж дурехи, бежит и, поняв, что не догнать ему вора, останавливается, идет назад. Возвращается и видит, что потерял и коня… 
Вернулся он домой, и снова вспыхнула свара; муж корит жену за масло да рис, та его — за коня. 
Так до сих пор и идет у них перебранка: муж жену честит дурехой, та его обзывает дурнем, а Барэкендан слушает да посмеивается.
— КОНЕЦ —
Сказка. Автор: Туманян О. Иллюстрации