Страница 15 из 15
Мавры
Как была сохранена античность?
В распоряжении арабов оказались сокровища греческой и римской литературы, философии и науки. И если в Европе еще долго — до эпохи Возрождения — на это наследие не обращали внимания, то арабы довольно скоро им воспользовались. Уже в VIII в. в Багдаде, столице Халифата, была огромная библиотека, а при дворе халифа аль-Мамуна — Дом мудрости, который возглавлял знаменитый ученый аль-Хорезми (787- ок. 850; его имя сохранилось в слове алгоритм).
В Доме мудрости занялись переводами на арабский язык. Благодаря этим переводам до европейцев дошла большая часть античного наследия. Труды философа Аристотеля, врачей Гиппократа и Галена, астронома Птолемея, математика Евклида арабы вывезли из библиотек Византии (другую часть наследия античности, сохранившуюся в Византии, завезли в Европу во времена крестовых походов). И через Андалус они попали в Италию, Францию и Германию, где их уже переводили с арабского.
Помогло сохранению и распространению древних трудов изобретение бумаги. Правда, эта заслуга принадлежит китайцам. Они долго хранили секрет ее производства в тайне, но в 751 г. наместник багдадского халифа в Самарканде взял в плен двух китайцев — бумагоделов.
В X в. бумажное производство было налажено в Толедо. В Кордове переписывали по 10–14 тысяч книг каждый год! Конечно, прежде чем делать списки, кордовские книголюбы собирали, что копировать.
Уже Абдаррахман III (1-я половина X в.) приказывал искать по всем странам работы ученых Греции и Персии. А при Хакаме II (2-я половина X в.) работала целая сеть агентов, торговцев и переписчиков по всему арабскому миру. Была у него и библиотека в 400 тысяч томов. (Для сравнения: в библиотеке Ватикана в XIV в. хранилось 1200 томов, а во многих монастырях, центрах культуры, — по сто книг, привязанных к полкам цепями.) К сожалению, треть этой библиотеки сжег Альманзор в X в., а остальные 280 тысяч — кардинал Хименес в XVI в.
На миниатюре из рукописи ХIII в. изображены ученые, заседающие в библиотеке, на заднем плане — полки с книгами.
Римский политический деятель, философ и писатель Сенека, родившийся в Кордове около 4 г. до н. э.
Изготовление бумаги (иллюстрация из арабской книги XIX в.): сначала древесную массу размягчают в особом растворе, затем растирают и измельчают (вверху); потом ее тонким слоем выкладывают на решетки и высушивают, полученные листы обрезают и кладут под пресс (внизу).
Что дала миру арабская наука?
Во всех странах Багдадского халифата развивались естественные науки: математика, химия, астрономия, медицина. Вообще по крайней мере две науки — химия и алгебра — были просто заново открыты арабами Даже названия этих наук арабские. Великим математиком был аль-Хорезми из Хивы, который многому научился в Индии, ввел нынешнее арабское (на самом деле индийское) написание цифр и употребление цифры «ноль», неизвестной европейцам Арабы составили таблицы синусов, тангенсов, косинусов и котангенсов и умели извлекать корни третьей и четвертой степеней Основатель алхимии и химии Джабир ибн Хайян (Гебер; 721–815) был столь популярен в Европе, что один европейский естествоиспытатель XIII в. даже взял себе его имя — Гебер. Арабы получили спирт и ввезли в Европу китайскую селитру, благодаря чему монах Бертольд Шварц смог заново изобрести порох.
Велики были достижения арабов и в астрономии и географии. Начиная с VIII в. в арабских странах составляли зиджи, звездные справочники с указанием дат прохождения по небосводу разных светил. Тогда же пытались вычислить окружность Земли (потому что арабы уже знали, что Земля — это шар!), измеряя длину одного градуса. Вышло 40 700 км (по последним данным 40 000 км). В Х в. в Багдаде изобрели секстант, которым долго пользовались моряки.
Арабы создали множество карт — некоторые из них изучал Христофор Колумб. А лоцманом Васко да Гамы, открывшего морской путь в Индию, был Ахмед ибн Маджид, знаменитый мореход и ученый, «лев моря».
В Андалусе, конечно, не только изучали то, что открыли арабы в Багдаде. Были и свои, андалусские, гении.
Например, придворный астроном Аббас ибн Фирнас изобрел способ изготовления кристаллов. Еще он был настоящим Икаром средневековья — придумал летательный аппарат, на котором даже сумел пролететь несколько метров.
Астролябия служила для определения широт и долгот в астрономии и была основным навигационным прибором: с ее помощью мореходы узнавали положение Солнца и звезд.
У зубного врача (иллюстрация из арабского медицинского трактата XIII в).
Изображение Вселенной (арабский астрологический тpaктат).
Как европейцы воспользовались научным наследием мавров?
Сначала европейцы лишь приезжали учиться в андалусские университеты и восхищались наукой мусульман. Но потом им захотелось большего. Английский монах-ученый Даниэль Морлийский в XI в. писал: «По велению Господа и с его помощью нам надлежит отнять у языческих философов их мудрость и красноречие: ограбим неверных так, чтобы обогатить добычей нашу веру».
Так и происходило: испанцы занимали один город за другим и брали все, что можно было взять. В 1085 г. Толедо вошел в состав Кастилии, а уже в 1130 г. епископ Раймонд основал особую коллегию переводчиков, чтобы ознакомить Запад со всем, что сохранили мавры. Начали с трудов медика Ибн Сины (ок. 980-1037), которого европейцы называли Авиценной, а потом перевели «Начала» Евклида — основу европейской геометрии. К XII в. с арабского было переведено больше ста трактатов.
За дело взялись серьезно при великом кастильском короле Альфонсе X Мудром (1221–1284). Он учредил «мастерскую по переводам», ведь к тому времени сами мавры уже этим не занимались. Альмохады, наоборот, даже жгли книги. Сам Альфонс составил знаменитые «альфонсианские таблицы» по астрономии, правда, на основе «Толедских таблиц» мавра ар-Захеля. Еще он писал пособия по шахматам и шашкам и, главное, «Всеобщую хронику Альфонса X». К тому времени в Испании было уже два христианских университета, в Валенсии и Саламанке. Альфонс создал академию в Толедо и школу в Мурсии, где вместе учились христиане, мавры и евреи. В Севилье он основал латино-арабский институт.
После Альфонса первенство в освоении наследия мавров перешло из Испании во Францию. В Париже сперва изучали так называемые семь благородных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, музыку, геометрию и астрономию — и, конечно, вся математика и астрономия была арабской. Но когда стали изучать медицину, то признавали авторитет только трех великих арабов: Авиценны, философа и врача Аверроэса (Ибн Рушда; 1126–1198) и Разеса (ар-Рази; 865–925), ученого-энциклопедиста, врача и философа, применявшего прививку оспы. И еще долго мавры считались учителями Европы во многих науках и искусствах.
Партия в шахматы из «Книги игр» (испанская миниатюра). Палатка украшена арабской вязью, а над ней развевается мусульманский флаг — знамя Пророка (зеленый считается цветом ислама).
Статуя испанского короля Альфонса X Мудрого в Кордове.
Аверроэс с фрески флорентийской церкви Сайта Мария Новелла(Италия). Он оказал такое сильное влияние на западноевропейских ученых, что в философии даже возникло новое направление — аверроизм. Оно говорило о вечности и несотворенности мира, о едином мировом разуме, что противоречило церковным догматам.
— КОНЕЦ —