Страница 9 из 15
Мавры
Где жили последние мавры?
Гранада оказалась последним оплотом мавров: ее даже не было нужды завоевывать, ведь ее эмир Мухаммед I сразу покорился. Пока другие правители-мавры пытались кое-где воевать, он уже признал короля Кастилии Фердинанда Святого своим господином.
В Гранаде не было христиан, но были евреи, и туда сбегались все мусульмане. А кастильским владыкам оказалось выгодно иметь на своей территории область, населенную мирными мусульманами: ведь и Мухаммед I, и его наследники успешно лавировали между испанцами и новой берберской династией, которая утвердилась в Марокко. Государи Гранады были безвольны, но захватить эмират было бы непросто: с трех сторон его омывало море, а с четвертой закрывали горы. Чтобы гранадцы знали свое место, кастильцы периодически продлевали с ними договоры, в которых напоминали о своем главенстве. Так продолжалось бы еще сотню лет, если бы мавры не затосковали по независимости. Это стоило им потери Гранады, их последнего оплота на Пиренейском полуострове.
В 1465 г. гранадский эмир Мулай Хасан перестал платить дань Кастилии. А в 1481 г. вдруг захватил кастильский город Захару и увел жителей в рабство.
К тому времени королевства Арагон и Кастилия объединились: теперь ими правили супруги Фердинанд и Изабелла. Они не стерпели оскорбления. Не спасли Гранаду и горы — все государство, кроме столицы, к 1489 г. было захвачено войсками Испании (так стали называться объединившиеся королевства). После осады, длившейся год, сдалась и столица: последний эмир Боабдил, сын Хасана, отдал ключи от города христианам и переехал в свое горное поместье. До сих пор то место на холме, с которого он прощался с Гранадой, называется «Последний вздох мавра».
По суровому внешнему виду крепости Альгамбры трудно догадаться, что за ее стенами скрываются прохладные сады и изысканные фонтаны, роскошные покои с ажурной резьбой и пестрой мозаикой.
Блюдо, украшенное гербом объединенных Кастилии и Леона. Его орнамент напоминает мусульманские арабески.
Резной эфес меча Боабдила, последнего эмира Гранады.
«Меч может заменить новое оружие, но ни одно оружие не может заменить меча. Меч служит украшением в собрании, светильником во мраке, другом в одиночестве, спутником и собеседником, ложем и изголовьем».
(Ибн Хузайль аль-Андалуси из книги «Украшение всадников и девиз храбрецов»)
ЖИЗНЬ В АНДАЛУСЕ
Кто и как правил в Андалусе?
С 756 (Абдаррахман I) по 929 г. (Абдаррахман III) всеми землями мавров на Пиренейском полуострове правили эмиры Кордовы.
С 929 г., когда Абдаррахман III провозгласил себя халифом, по 1010 г. главой всех мавров были халифы. После 1010 г и до падения Гранады отдельными областями Андалуса самостоятельно управляли местные эмиры.
Кордовские эмир и халиф назначали править в областях губернаторов (пока Кордовой правил эмир, губернаторы назывались вали, а когда халиф — эмирами). У губернаторов были свое градоправление — полиция (шурта), свои судьи (кади) и секретари (катибы). Но они распоряжались только в областях. В делах же общегосударственной важности кордовскому владыке помогал главный министр (хаджиб). Ему подчинялись министры (визири), которые иногда заседали вместе — такой совет министров назывался диван. Визирей было много, но основных четыре: финансов, иностранных дел, правосудия и армии.
Чтобы контролировать судей и полицейских в провинциях, в Кордове постоянно работал главный кади.
Халиф, полновластный хозяин страны, сочинял законы, начинал и заканчивал войну, но всеми более мелкими делами ведали визири и хаджиб, который был еще и главнокомандующим. Ему кроме визирей подчинялись разные ведомства и службы. И только о сборе налогов в государстве чиновник-амил докладывал самому халифу или эмиру.
Обычно высокие должности в Андалусе занимали мавры, хотя были и исключения. Например, еврей Хасдай ибн Шапрут стал визирем при Абдаррахмане III.
Но большинству немусульман приходилось довольствоваться скромной должностью секретаря или, скажем, начальника ночной стражи какого-нибудь одного городского квартала.
Бронзовое акваманиле (сосуд для омовения рук) из Мадинат-аз-Захры.
Десять первых эмиров Гранады. Роспись, выполненная христианскими художниками из Севильи или Тосканы по заказу эмира.
Каким был ислам в Андалусе?
Ислам претерпел много изменений в Андалусе. Там мавры никого насильно не обращали в ислам, ведь религии местных жителей — христиан и иудеев — считались родственными. С «родственников», по Корану, надо было собирать налог на религию (джизью) и несколько других, которые не платили мусульмане. Правители Андалуса скоро обнаружили, что обращать в ислам не очень выгодно. Но некоторые христиане сами захотели принять новую веру — ведь только мусульманин мог рассчитывать на высокий пост в государстве. Кроме того, раб, приняв ислам, мог получить свободу. В VIII в. в ислам перешло 8 % местных жителей, а в X в. — уже 75 %. Таких мусульман мавры называли мувалади или мулади (урожденные, местные; отсюда произошло слово мулат, обозначающее человека, один из родителей которого — белой, европеоидной расы, а другой — негр), а христиане — ренегатами, то есть предателями.
Мусульмане должны были выполнять многие предписания своей религии, прежде всего «пять столпов ислама»: вера, молитва, пост, паломничество в Мекку и милостыня.
Пост соблюдался в восьмом месяце мусульманского календаря рамадане. Мусульмане обязаны были творить молитву (намаз) пять раз в день (в Андалусе часто это число сокращали до одного) и по пятницам посещать мечеть. Но в Андалусе они молились и в христианских храмах, так же как христиане в мечетях Да и ездить в далекую Мекку для большинства было трудно.
Правосудие в Андалусе вершилось по правилам шариата («намеченного в Коране пути»). Кроме того, правоведы (факихи) время от времени составляли своды законов.
Но жизнь в Андалусе была свободной: мужчины-мусульмане могли не покрывать голову, что считалось обязательным в Других мусульманских странах. И женщинам разрешалось показывать свое лицо, хотя иногда они носили чадру как украшение. Ислам запрещал пить вино, но в Андалусе росло так много винограда, что мавры полюбили вино не меньше древних греков.
Печать с именем Аллаха. В исламе нет обряда крещения. Чтобы стать мусульманином, надо произнести слова «Нег бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его», искренне веря в них.
Портал Хакама II в Соборной мечети Кордовы.
Время от времени в Андалусе воцарялся правитель-фанатик. Так было во времена Альманзора и особенно — в начале правления альморавидов и альмохадов. Правоведы говорили, что испанцам везет в их походах именно потому, что мусульмане забыли о своей вере. В такие времена начинали преследовать христиан и евреев, жечь книги древних немусульманских философов, запрещать вино и насильно загонять мусульман в мечети на службу.