Страница 7 из 18
Тайны средневековья
Благословишь детей на такую авантюру — опозоришься на весь свет. Столетиями все будут твердить: «Это тот самый король, который отправил детей на верную смерть!»
Нет уж, пускай сидят дома и кормит их не казначейство, а собственные родители.
Но отрицательное отношение королевского двора к походу остановить народное движение не смогло. Видно, там были не только фанатики, но и расчетливые негодяи, которым эта затея казалась выгодной.
Летом 1212 года толпы детей двинулись к морю, чтобы сесть на суда и отбыть на Святую землю. Причем победить сарацин дети намеревались без помощи оружия, которого у них и не было, а только силой слова.
Судя по наиболее известным версиям, в дальнейшем путь немецких детей лежал в Италию. Они побывали в Риме, где их благословил Римский Папа. Затем дети добрались до порта Бриндизи, но кораблей так и не дождались. А может быть, и дождались. Или возвратились домой.
Французские же дети дошли до Марселя, где с помощью купцов Ферреуса и Поркуса (то есть Железяки и Борова) на семи кораблях отплыли в Палестину. Два корабля разбились у берегов Сардинии, а остальные бесследно исчезли.
Некоторые из летописцев и историков поверили в то, что часть детей добралась до Палестины, другие в этом сомневались. Но в общем эта история, эпопея, которая втянула в свою орбиту по крайней мере пятьдесят тысяч детей, осталась одной из самых странных загадок в истории Средних веков.
Только в последние десятилетия ученые всерьез принялись за распутывание узелков этого клубка загадок.
Даже сегодня, когда проведена большая работа, тайна не разгадана до конца. Что-то становится ясным, но на месте разгаданной загадки тут же возникают две новых.
Надо понимать, что начало XIII века было переломным моментом в истории Европы. Еще несколько десятилетий назад в ней почти не было городов, жалкие деревеньки прятались в лесах и жались по берегам рек, пустых и ничьих земель вокруг было сколько угодно. В XII веке произошел демографический взрыв, то есть население Европы сильно увеличилось. Было мало — сразу стало слишком много. Лишние рты — их не может прокормить земля. Выросли города, но и в них было слишком много бедняков. Жизнь стала ненадежной и отступила от своих простых законов. Уже в первых Крестовых походах принимало участие немало бродяг, нищих, выброшенных из общества людей. Отряды первого похода под водительством Петра Пустынника были беспомощным безоружным сбродом и погибли в пути.
Крестовый поход все более мыслился бедняками как выход, спасение от нищеты и бесправия. И в истории человечества было немало примеров того, как волны бедняков шли на новые земли, чтобы если не разбогатеть, то хоть как-то устроиться. Россия в прошлые века тоже знала такие движения — так заселялась Сибирь.
Современные ученые внимательно перечитали старинные тексты и узнали вот что: оказывается, детей-то в походах, вернее всего, было меньшинство. Порой они шли со своими родителями, порой речь шла просто о молодых людях и бродягах.
Движение на юг такой массы голодных людей для жителей Южной Германии, Италии и Франции стало настоящим стихийным бедствием. Ведь голодные крестоносцы были хуже саранчи. Ранние хронисты рассказывают сладкие истории о том, как жители городов и деревень на их пути выносили детям пищу и одежду, а то и зазывали их к себе, чтобы подкормить. Но я более склонен верить тем летописцам, которые сдержанно признают, что местные жители гнали, преследовали, а то и убивали крестоносцев — те двигались в коридоре вражды и были похожи на стаи волков.
Никаких документальных сведений о встрече детей с Папой Римским не существует, зато есть данные, что он резко выступил против детского похода, поскольку понимал всю опасность и бессмыслицу такой затеи, способной только повредить репутации церкви. Крестоносное движение должна была вдохновлять и организовывать сама церковь, а не странные самозванцы.
Больше того, насколько известно, знаменитый философ Франциск Ассизский также собрался на Восток, чтобы словом сразить неверных. Летописцы утверждают, что ему удалось приплыть в Египет, где он беседовал с султаном. Тот его выслушал, счел сумасшедшим и отпустил с миром. Но вернее всего, Франциск султана так и не увидел. Уже в начале путешествия, у далматинских берегов, его корабль потерпел крушение, на чем поход святого и завершился.
Но дошли ли дети до моря на самом деле? Приплыли ли они в Палестину?
И опять же в источниках встречаются противоречия.
Мне кажется достойной внимания следующая версия. Святой мальчик Николас путешествовал не один, а с папой. Папа, вернее всего, и был действительным организатором похода. Какую- то часть детей ему удалось посадить на корабли и отправить в Палестину или Северную Африку. Но уже в качестве рабов. Затем он вернулся домой, и там его через какое-то время приговорили к смерти именно за торговлю детьми.
Правда ли это, можно проверить на примере французского детского похода. Французам идти было куда ближе — от Парижа до Марселя. Там, как утверждают хронисты, Ферреус и Поркус посадили их на корабли. С чего бы вдруг купцам вкладывать бешеные деньги в безнадежное предприятие? У берегов Сардинии два корабля утонули, но плыли ли на них французские или немецкие дети, не известно. А остальные пять угодили к работорговцам.
Ведь соблазн для бандитов был слишком велик.
И уж очень упорно повторяются в летописях слухи о преступлении отца Николаса и марсельских купцов. Кстати, в документах говорится, что оба предприимчивых купца вскоре были казнены по приказу германского императора.
А дети и их спутники, все или почти все, десятки тысяч человек, сгинули без следа. Как будто приоткрылась крышка кастрюли с кипящей водой и оттуда выпустили пар…
Нового взрыва не последовало. Избыток населения мудрая природа принялась уничтожать в кровопролитных войнах, какие крестоносцам и не снились: на Ближний Восток, на Русь, на Восточную Европу обрушились монгольские армии — мир обезлюдел. А следом за нашествием монголов в Европе разразилась эпидемия Черной Смерти — чумы. Во многих странах осталось меньше половины населения.
Тут уж не до Крестовых походов…
Кстати, некоторые ученые думают, что именно память о Крестовых походах детей легла в основу легенды о музыканте из Гаммельна. Помните крысолова, который ходил из города в город и так играл на своей дудочке, что все крысы города послушно выбегали из нор и бежали за ним до ближайшего пруда, чтобы в нем утопиться? А когда в городе Гаммельне ему не заплатили, как было условлено, он точно таким же способом увел из города детей…
ПРИЕМЫШИ ВОЛЧЬЕЙ ЯМЫ. ЗЕЛЕНЫЕ ДЕТИ
Последний волк в Англии был убит возле деревни Вулпит, название которой, возможно, когда- то означало «волчья яма», хотя сегодня его правильнее было бы прочесть как «шерстяная яма», что звучит уж совсем странно.
Изображение последнего волка присутствует на вывесках и даже на флаге деревни, прославившейся в стране тем, что в ней расположен кирпичный завод. Из кирпичей, произведенных в Вулпите, выстроены многие знаменитые здания в Англии, в том числе Виндзорский замок и Королевский павильон в Брайтоне.
Но если вы сегодня спросите англичанина, о чем ему напоминает название деревни, он вряд ли вспомнит о волке. Он скажет:
— Там жили зеленые дети!
Этой тайне скоро уже тысяча лет, и для меня она является доказательством того, что люди могут быть добрыми и были добрыми много веков назад.
Итак, я приглашаю вас в Англию, в графство Суффолк, где в километрах ста к северу от Лондона, на старой дороге от Кембриджа к порту Ипсвич, лежит маленькая деревенька Вулпит, посреди которой возвышается старинная церковь. Когда-то деревня была куда больше, дорога оживленней, а кирпичный завод дымил пуще нынешнего.
По дороге шли торговцы, паломники, ехали верхом королевские слуги и сборщики налогов. Порой и простые бродяги останавливались на привал на окраине деревни и просили милостыню по домам.
И вот однажды в начале царствования короля Стефана, то есть в первой половине XII века, на поле возле деревни неизвестно откуда появились два ребенка.
Они были одеты в рубище, измождены, утомлены и, очевидно, рады тому, что добрались до жилья.
Это сегодня в Англии почти не осталось лесов и на зеленых склонах холмов пасутся овцы, а в XII веке густые леса покрывали всю страну. В лесах водились не только разбойники, но и дикие звери, а до смерти последнего волка оставались еще века. Волков было так много, что лучше было ночью или зимой в лес не углубляться. Живым можно было и не вернуться.
Поселяне, которые как раз прервали косьбу на поляне, собрались вокруг детей.
Дети их поразили — они были зелеными!
Это теперь крестьяне закричали бы:
— Пришельцы прилетели! Зеленые человечки с летающего блюдца!
А тогда о пришельцах и не подозревали, зато полагали, что зелеными бывают черти.
Казалось бы, английским крестьянам надо было бежать куда глаза глядят, а то и забить детей до смерти. Но ничего подобного не случилось.
Оказывается, и много веков назад в Вулпите жили вполне разумные люди.
Первым делом они дали детям напиться и принялись расспрашивать, откуда они родом и почему Господь (или дьявол) их так странно раскрасил.
Дети отвечать на вопросы не отказывались, но беда была в том, что вопросов они не понимали, а их язык оказался для крестьян непонятным.
Вы, вероятно, ждете появления сурового священника, который приговорит дьявольское отродье к сожжению на костре?
Но дело в том, что в раннем Средневековье нравы были куда свободнее, чем лет через двести, и в те времена церковь в Англии большой власти не имела. К тому же англичане еще не забыли своих старых языческих богов и считали себя детьми леса.
Как бы то ни было, в Вулпите никому в голову не пришло убивать детей или изгонять из них нечистого духа. Их попросту отвели к сеньору деревни, сэру Ричарду де Калну, родом из норманнов, пришедших в Англию с Вильгельмом Завоевателем.
Рыцарь тоже оказался человеком несуеверным. Да и дети, такие тихие и скромные, ему приглянулись. Сначала он приказал их как следует вымыть, чтобы выяснить, нет ли в их окраске чьей-то злой шутки. Детей вымыли, но краска не сошла.
Тогда рыцарь велел их приодеть, позвал кого- то из местных грамотеев и приказал научить детей хорошему английскому языку. Да поскорее.
Возникли трудности с питанием детей. Они отказывались есть хлеб, но согласились после ряда неудач на вареную фасоль. По крайней мере, голодная смерть им больше не грозила.
Сэр Ричард не скрывал своих гостей, и вскоре все соседские рыцари побывали в его замке. А там и в Лондоне о них узнали.
Газет тогда не было, а вместо них трудились летописцы. По крайней мере двое из них — Вильям Ньюбергский и Ралф Когсхоллский — оставили сообщения о зеленых детях. И что удивительно, в этих сообщениях, как и в воспоминаниях других современников, нет и намека на мистику или страха перед сверхъестественным происхождением детей. Загадка — да! Желание понять, что же произошло, — да! Но везде подход к событиям совершенно реалистический. Сегодня появилось бы по крайней мере вдесятеро больше сторонников мистического объяснения.
Прошло несколько месяцев, прежде чем дети, которых на всякий случай окрестили, научились говорить по-английски настолько, что смогли рассказать, откуда они родом.
Дети сообщили, что раньше они жили на земле святого Мартина, которая лежит среди моря и небо над которой всегда затянуто дождевыми тучами. Жители острова разводят овец. Чем дети и занимались. Однажды они попали под страшный ливень и спрятались в пещере. Они заблудились в ней и через долгое время, еле живые, нашли выход. И оказались в лесу неподалеку от Вулпита.
Дети очень удивились тому, что бывают люди розового и коричневого цвета, так как думали, что все люди на свете — зеленые.
По крайней мере, так их рассказ передает летописец.
Любопытно, что, по словам летописца, рыцарь Ричард не удивился детскому рассказу, потому что сам был родом из Нормандии, где святой Мартин очень популярен. Оттуда дети и прибыли в Англию, решил он.
Ничего больше от зеленых детей добиться не удалось.
Впрочем, судя по всему, они были невелики, может, лет по восемь — десять, так что к их рассказам следовало относиться с недоверием.
Если бы эту историю английские летописцы придумали, они, наверное, поведали бы нам о каком-нибудь трагическом конце этой истории. Но ее конец только подтверждает, что все сказанное — правда.
Летописцы сообщают, что на фасолевой диете мальчик заболел и вскоре умер. И это неудивительно, если учесть, что никаких докторов в деревне не было. Девочка оказалась куда более завучей.