Страница 27 из 33
Я познаю мир. Поведение животных
Дружная птичья команда
Самое удивительное — это коллективные игры молодых птиц. Вот одна птица берет в клюв небольшую щепочку, которая валялась на земле и на которую никто до этого не обращал внимания. Она делает несколько шагов, прижимает ее ногой, начинает долбить клювом. Тут же рядом оказываются еще одна или две птицы, которые пытаются завладеть этим, вдруг ставшим столь ценным, предметом. Хозяйка тут же хватает его и пытается отделаться от конкуренток. Однако не тут-то было. Начинается погоня — и вот игрушка уже в клюве соперницы.
Иногда дело этим и оканчивается, но обычно это только начало вороньих игрищ! К первым двум птицам присоединяется третья, и в течение нескольких минут щепка (или другой небольшой предмет) переходит из клюва в клюв. Причем переходит без драк и угроз, а вполне добровольно, как будто бы птицы повинуются какому-то хорошо известному игровому правилу. Но проходит несколько минут, и щепка снова валяется на земле и, может быть, уже никто никогда не обратит на нее внимания.
Интересно, что в этой игре участвуют не все птицы. В группе из 15–18 птиц выделяется несколько «команд» — играют друг с другом, как правило, именно члены такой команды. Часть же воронят вообще ни разу не присоединилась к этому развлечению.
На следующее лето, когда птицам было уже более года, мы снова провели за ними наблюдения в вольере. Оказалось, что птицы, постоянно игравшие вместе в детстве, продолжали «дружить» и когда стали взрослыми. Это одно из свидетельств того, что игры в детстве способствуют установлению будущих социальных связей в сообществе взрослых птиц.
Эти наблюдения позволяют предположить, что стаи ворон и грачей, которые мы видим издали, это тоже не безликая толпа, а сложно организованный «коллектив», в котором не только действует закон иерархии, существуют не только добропорядочные супружеские пары, но и просто дружеские привязанности и группки любителей поиграть в одни и те же игры.
Каких товарищей вороны выбирают для своих игр, иногда предсказать абсолютно невозможно. Особенно большую фантазию в играх проявляют городские вороны. Достаточно часто можно наблюдать, как 2–3 вороны дразнят собаку. Они могут отвлекать ее от еды, могут заставлять гоняться за ними до полного изнеможения, могут заманивать на край оврага, чтобы собака свалилась в него и т. д. и т. п. Они используют при этом те же приемы, что и при охоте на настоящую добычу, например когда загоняют голубя под колеса автомобилей на городских улицах. Но игры врановых птиц могут быть и более безобидными и, так сказать, чисто «спортивными».
Как правило, живущие в одном дворе вороны, собаки и их хозяева привыкают друг к другу, а некоторые вороны играют даже с хозяевами собак, например перехватывая из их рук поводок. Вороны с удовольствием играют и в одиночку.
Иногда можно наблюдать, как ворона на лету выпускает зажатую в клюве палочку или другой небольшой предмет и тут же камнем падает вниз и ловит его, прежде чем он упадет на землю. Она проделывает это по нескольку раз подряд.
Игры обезьян
Как бы ни были сложны и интересны игры грызунов, птиц и собак, особое внимание и ученых, и любителей природы всегда привлекали игры обезьян, особенно человекообразных. Сначала это были отрывочные наблюдения за поведением отдельных особей в зоопарках, которые жили обычно поодиночке в клетках или (гораздо реже) по нескольку в вольерах.
Даже эти первые наблюдения показывали, что их игры очень сложны и затейливы. Самым поразительным для наблюдателей оказалось сходство игр обезьян с играми детей. Убедиться в том, что это сходство действительно существует, помогли наблюдения за теми же шимпанзятами Иони, Вики, Гуа, Уошо и другими, воспитанными в домашних условиях.
Первым шимпанзенком, игры которого описали ученые, был Иони. Он с увлечением отдавался этому занятию, и его игра была непрерывной цепью не связанных между собой действий с любыми попадающимися на глаза предметами. Иони начинает одну игру — и тут же увлекается другой, забывая о первой. Даже во время оживленной игры с одним предметом он сразу же отвлекается, если ему показывают что-то новое. Таким способом его можно было отвлечь от любого занятия.
Иони любил собирать всевозможные предметы, объединяя их по каким-либо сходным признакам. Он подбирал яркие лоскутки, особенно красные, желтые блестящие куски шелка. Часто собирал прозрачные предметы, через дырки в кружевах просовывал палец, через вуаль и клеенку глядел на свет. Кусок попавшей ему в руки желтой прозрачной клеенки Иони нюхал, ощупывал губами и, наконец, прикрывал им глаза. Затем он брал эту клеенку в зубы, закрывал ею лицо и, подняв голову, чтобы клеенка не упала, смотрел через нее вверх, а потом ударял себя кулаком по лбу. Накрыв клеенкой глаза, он бросался на стены, ударял о них кистями рук, крутился и прыгал, стараясь при этом, чтобы клеенка не упала. Ложился на спину, прикрывал глаза двумя оторванными кусками клеенки и долго смотрел через нее вверх.
Звуки также забавляли Иони. Часто он щелкал зубами до полного утомления, ритмично хлопал ладонями, ударял рукой о пол, так же ритмично стучал разными предметами, звенел связкой ключей, держа ее в зубах. Кусок резины он натягивал между зубами и пальцами ноги и играл на ней, как на струне, пока резина не порвется. Тогда он бросал ее, не обращая больше на нее внимания.
Некоторые типы его игр Н. Н. Ладыгина-Котс называла экспериментированием. Вот, например, Иони долго полощет рот водой, потом выплевывает воду на пол, разливая ее вокруг. Подставляет ладонь под струю воды из крана и приближает ее ко рту, пробуя пить, но по пути вода разливается. Иони повторяет эти движения в быстром темпе, однако опять без результата. Тогда он переходит на другую сторону умывальника и хватает воду рукой, как будто это какой-то твердый предмет. Наконец он просто ловит струю ртом. С этого времени Иони всегда пьет этим способом: открывает кран и ловит воду губами.
Оказалось, что Иони действительно играл практически в те же игры, в которые обычно играют дети, хотя, разумеется, его игры были гораздо примитивнее. Выяснилось, что детеныш шимпанзе обгоняет ребенка во всех подвижных играх, требующих физической силы и ловкости. Зато ребенок в отличие от шимпанзенка очень рано переходит к играм со сложным сценарием (в войну, в «дочки-матери» и т. п.), требующим фантазии, сообразительности, воображения и т. п.
Где бы детеныш шимпанзе ни рос — в джунглях или в профессорской семье, — больше всего он любит побегать. При этом он предпочитает убегать, а не догонять, — совсем как большинство детей. И те и другие малыши очень любят на чем-нибудь ездить (на санках, на тележках и т. п.), и чем быстрее, тем лучше. Как и все дети, детеныши обезьян и в природе, и в неволе обожают передвигаться верхом на взрослых. Как и дети, некоторые шимпанзе могут научиться ездить на велосипеде, и очень любят это занятие.
Еще одно любимое развлечение и ребенка, и шимпанзенка — передвижение предметов, например скатывание их по наклонной поверхности, желательно с шумом и треском. Особенно они любят играть с мячами. В природе обезьяны используют для этого крупные пальмовые орехи или какие-нибудь круглые плоды.
И ребенок, и шимпанзе, когда начинают ходить, стараются толкать перед собой какие-нибудь предметы. Став немного старше, они возят за собой игрушки. Иони, например, брал на прогулку шарик на веревочке. Вики не только возила за собой привязанные на веревочке предметы, но даже изображала такую игру в отсутствие реальных игрушек. На воле детеныши тоже играют подобным образом — подолгу «возят» за собой длинный прут.
Играя в прятки, оба малыша больше любят прятаться, чем искать, может быть просто потому, что искать труднее. При этом детеныш шимпанзе прячется гораздо лучше, чем ребенок. Ребенок просто делает вид, что прячется: он заходит за кресло, закрывает глаза руками, зарывается головкой в колени матери и т. п. Только к трем годам ребенок начинает прятаться по-настоящему. Наверное, он отстает от шимпанзенка потому, что для него это просто игра, а для дикого животного умение прятаться — условие выживания.
В прятки с энтузиазмом играли все детеныши шимпанзе, поведение которых наблюдали ученые. Не составляли исключения и «говорящие» обезьяны. Как вы помните, самая первая из них — Уошо — не только охотно играла в прятки, но даже изобрела собственный жест для приглашения к этой игре. Для этого она несколько раз быстро прикрывала глаза руками.
Любой детеныш шимпанзе, где бы он ни рос, похож на играющего ребенка еще и азартностью. Он любит игры, где есть соревнование, будь то бег, перехватывание предметов или преодоление препятствий. А если соревноваться не с кем и преодолевать нечего, он может сам создавать себе трудности. Иони, например, сооружал «баррикады», ловушки, делал петли из веревок и т. п.
Однако при всем сходстве в играх ребенка и детеныша шимпанзе уже в самом раннем возрасте видны важные различия. Шимпанзенок, например, не так обидчив, он легче переносит поражение, меньше огорчается при неудачах, чем ребенок. Замечено также, что дети чаще что-то мастерят или сооружают, тогда как шимпанзе предпочитают разрушать. Иони лучше вытаскивал гвозди, чем забивал их, лучше развязывал узлы, чем завязывал, лучше отпирал замки, чем запирал.
Кроме того, в отличие от ребенка, шимпанзенок почти не старался как-то усовершенствовать свои игры, чему-то научиться.
Многие игры шимпанзе целиком сводятся к разламыванию, разбиванию, переворачиванию попадающих им в руки предметов. Это важнейший и принципиальный признак тех колоссальных различий, которые проявляются позже между психикой взрослого шимпанзе и взрослого человека. А их похожие детские игры только подчеркивают, как далеко мы разошлись с нашими родственниками.
Живые игрушки
Всем известно, какая замечательная игрушка для ребенка — животное в доме. Да и не только игрушка, зачастую собака или кошка становится настоящим товарищем для малыша, иногда хоть немного скрашивая отсутствие брата или сестры. Дети играют с кошками и собаками очень оживленно и изобретательно. И Иони, и Руди (сын Н. Н. Ладыгиной-Котс) тоже очень охотно включали в свои игры живых животных, однако здесь различие между обезьяной и человеком выступало уже очень явственно. Как и большинство детей, Руди пытался сделать животное своим товарищем — увлечь его своими интересами. Он показывал живой кошке игрушечную, предлагал поцеловать ее, потом показывал ей чучело белки, куколку, другие свои игрушки, объяснял, как с ними играть.
С возрастом игры усложнялись, мальчик придумывал истории, которые были тщательно спланированы. Когда ему подарили трех котят, он играл с ними целыми днями — катал на игрушечной машине, водил на прогулки, разыгрывал целые сцены, разговаривая за каждого котенка другим голосом. Он с воодушевлением изображал то летчика, то шофера, то доктора, то продавца.
В отличие от мальчика, шимпанзенок в своих играх с животными всегда старался проявить произвол и власть. Он обычно преследовал, тискал, всячески притеснял живую игрушку.
Можно было бы подумать, что это какая-то особенность именно этой обезьяны, может быть усиленная его жизнью в неволе. Однако и Джейн Гудолл обнаружила очень сходную картину, когда наблюдала за играми детенышей вольных шимпанзе с павианами.
В Гомбе-Стрим (Танзания), где проводились ее наблюдения, эти обезьяны часто обитают по соседству, и детеныши нередко затевают общие игры, причем эти игры всегда бывают очень агрессивными.
Иногда приходилось видеть, как детеныши шимпанзе постепенно переходили от возни к потасовке, а потом забрасывали недавних товарищей камнями и сучьями. Павианы обращались в бегство, а шимпанзе грозили им вслед, продолжая размахивать палками или швырять их. Иногда такая игра переходила в настоящую драку, и тогда их разнимали взрослые обезьяны: и шимпанзе, и павианы.
Впрочем, не всегда человекообразные обезьяны бывают столь жестоки к своим товарищам по играм.
Описаны и другие случаи. Воспитанница супругов Келлог самка Гуа, а также «говорящие» шимпанзе Элли и Люси довольно мирно играли и с кошками, и с собаками, хотя их игры, конечно, никогда не были столь сложными, как у ребенка. А Люси даже «усыновила» одну из кошек и обращалась с ней, как с живой куклой.