Страница 12 из 24
Неандертальский мальчик в школе и дома
Между тем является Тот-кто-вспоминает, совершенно особый старейшина: сейчас бы мы назвали его ходячей энциклопедией. Он играет важную роль в племени: запоминает жизнь, смерть и подвиги всех его членов. Одним словом, что-то вроде адресного стола. Он знает во всех подробностях историю нашего стойбища и на каждом празднике повторяет ее целиком.
Давайте послушаем.
Вначале была Ночь. Потом пришла Луна, мать всех ледниковых людей. Луна родила Росу и Ветер. От Росы родился Смеющийся Медведь, предок племени Смеющихся Медведей. От Ветра родился Грустный Медведь, предок племени Грустных Медведей. От Грустного Медведя родился Волосатый Мамонт, от Волосатого Мамонта – Хромой Лось. От Хромого Лося – Серебряная Форелька, от Серебряной Форельки родились Проворный Зайчик, Сосна Без Верхушки, Белка, Орехи Грызущая…
Ходячая энциклопедия невозмутимо продолжает свой рассказ. Очень не скоро, где-то к тридцатому поколению, рождается наконец Каменная Рука, прапрапрадед папы Большая Рука.
К тому времени многие из нас засыпают.
– Ой!
Рука-на-расправу-легка опускает свою длань, подобную дубинке, и возвращает нас к действительности.
– Так-то фы уфашаете ставейшин? – бранится Беззубый Лось.
Потом все хором:
– Сорванцы!
– Никакого уважения!
– Все бы им развлекаться!
– Ну и времена!
– И куда мы только идем!
Тем временем Тот-кто-вспоминает продолжает свой рассказ, который, к счастью, близится к концу, ибо уже родился Тяжелая Дубинка, дед папы Большая Рука.
Теперь-то и начнутся игры, думаете вы.
Ничего подобного!
Да, Тот-кто-вспоминает закончил свой рассказ, но сказителя сменяет его сын Тот-кто-должен-вспоминать. Ему предстоит доказать перед Советом старейшин, что он досконально изучил урок и в состоянии в один прекрасный день заменить своего папу.
Если папу можно назвать ходячей энциклопедией, то сына – живым словарем.
Опять начинается тягомотина:
Вначале была Ночь. Потом пришла Луна, мать всех ледниковых людей. Луна родила Росу и Ветер. От Росы родился Смеющийся Медведь, предок племени Смеющихся Медведей. От Ветра родился Грустный Медведь, предок племени Грустных Медведей. От Грустного Медведя родился Волосатый Мамонт, от Волосатого Мамонта – Хромой Лось. От Хромого Лося – Серебряная Форелька…
Еще немного, и я упаду в обморок.
Глаза у меня слипаются, я стараюсь держать их открытыми, потому что Старейшины за мной наблюдают. И наконец…
Наконец пытка прекращается, все встают и поздравляют живой словарь, который повторил литанию без единой ошибки. Мы тоже подходим, хлопаем его по спине.
– Молодец, молодец.
– Это было здорово.
– Какая история!
– Хотите, расскажу еще раз? – с наигранной наивностью спрашивает Тот-кто-должен-вспоминать.
Мы пускаемся наутек. Наконец и нам, детям, дозволено поесть. М-м-м! Нога бизона… вкуснятина! Но вот меня зовет Березка:
– Неандертальчик, иди сюда, попробуй, что я приготовила!
Откровенно говоря, я бы лучше отказался, но не хочется ее обижать.
Березка умная девочка, очень активная: она училась у папы Полной Луны, который у нас не только шаман, но и целитель, цирюльник, хирург и дантист, и поэтому досконально знает все травы и деревья в лесу, а в ее гроте оборудована настоящая маленькая аптека.
Холодно, сыро, вас замучил ревматизм?
Ступайте к Березке: она вам даст настойку коры карликовой ивы.
Вы столкнулись с мамонтом и расшибли себе лоб?
Березка смешает корень горечавки с другими целебными травами, и вы скоро поправитесь. Не говоря уже о том, что Березка умеет готовить из трав и плодов, которые сама собирает, изысканные и лакомые блюда.
Вот они, выстроены в ряд на большой каменной плите перед очагом.
– Чего тебе дать? – спрашивает подруга.
– Не… знаю, – нерешительно отвечаю я.
– Паштет из червей или пюре из улиток?
– Па-паштет из червей. Хватит, спасибо…
– У меня всего вдоволь. Ну же, бери побольше. Сажусь, начинаю есть.
Ого: вкусно-то как! Облизываю камешек со всех сторон.
– Попробуй-ка гусениц с мятой, – угощает меня Березка. – Или тебе больше нравятся протертые жуки с жимолостью? А на десерт у меня чудесный мармелад из тараканов…
С завистью смотрю на старейшин, которые обгладывают последние косточки мускусного быка. Охота или собирательство?
Что важнее – опасное занятие мужчин или повседневный, упорный труд женщин?
Тетушка Бурундучиха как раз выступает по этому поводу:
– Мяса недостаточно для правильного питания. Разве вы не замечаете, что человек, который ест одно только мясо, часто болеет и рано теряет зубы?
Дедушка Пузан подходит ближе, угрожающе сжимая в руке огромную голень бизона.
– А почему тогда я ем одно только мясо и зубы у меня все целы? – вставляет он.
– Ты – исключение, – громыхает папа Большая Рука. – Ты без зубов пропадешь. Вы можете себе представить, чтобы дедушка Пузан день-деньской ел одну только тюрю из ивы или паштет из мха?
Все хохочут.
– Смейтесь, смейтесь, – вступает тетушка Бурундучиха, но помните, что паштет из мха зимой придает нам силы. Да и тюря из ивы тоже!
Я, по правде говоря, ни того ни другого не люблю, но мама Тигра время от времени заставляет это есть, говорит, что так нужно, и я скрепя сердце подчиняюсь.
Вы, разумеется, не должны думать, будто зимой, когда все сковано льдом, мы ходим выкапывать мох. Мы бы его переварить не смогли! Нет, нет, за нас это делают олени. Когда охотники убивают оленя, его желудок обычно набит всякой подобной пищей; мы его сохраняем, закапываем в снег, и когда еды не хватает, берем оттуда понемножку.
Не ахти что, зато витаминов много, как и в тюре из листьев ивы, которую мы летом заготовляем впрок, на зиму, когда деревья стоят голые.
Набив животы, мы садимся вокруг костра и наблюдаем, как шаман готовится к магическому обряду. Завтра начнется охота на бизона, и необходимо заручиться поддержкой Духов-Покровителей.
Первая часть церемонии довольно скучная: пока Полная Луна читает молитвы, Счастливая Рука, наш специалист по магическому рисунку, велит Угольку приготовить смесь из жира и толченого угля, макает туда палец и рисует на коре сначала здоровенного бизона, потом наши копья, направленные на него.
Теперь все племя выстраивается перед рисунком, испуская устрашающие вопли: так Дух-Покровитель, испугавшись, оставит бизона, и нам будет легче его убить.
Уже стоит глухая ночь, а праздник в самом разгаре: начинается самое интересное.
В глубине Большой пещеры, рядом с черепом Медведя, который является для Колдуна объектом особого почитания, стоит массивный камень, имеющий форму Бизона.
Нам, детям, поручено кидать в него комки глины, дразнить его: пусть знает, что мы его не боимся.
Глины мы заготовили вдоволь и, едва Полная Луна дает сигнал, начинаем стрельбу по мишени.
Старики и женщины хлопают в ладоши, смеются, приветствуют наши достижения.
Папа Щеголька, Рука Загребущая, никогда не упустит случая делать кремни (деньги, по-нашему) – и вовсю бьется об заклад.
Выше всех котируется Молния, но и Рысь стреляет будь здоров.
А на бедного Кротика ставят один к ста, потому что, когда у него в руке комок глины, может случиться все, что угодно.
Вот и его очередь.
Первый комок попадает прямо в лоб Полной Луне со всего размаха. Шаман шатается, едва не падает.
Второй летит в глаз папе Большая Рука, который бросился на помощь шаману.
Третий бьет по носу тетушку Жердь.
Четвертый падает в огонь: искры и угольки разлетаются во все стороны.
Но последний… ах, последний, будто направляемый рукой божества, совершает безупречную траекторию и шлепается прямо о морду нашей каменной мишени.
Бабушка Хворостина ликует: она поставила один кремешок на Кротика и теперь бежит к папе Щеголька требовать выигрыш.
Рука Загребущая воет от огорчения, но вынужден заплатить долг чести – сто обточенных кремней как на подбор.
Наконец все вздыхают с облегчением: Кротик закончил броски.
Мы поднимаем его на руки и качаем как победителя.
— Страница 12 —