Неандертальский мальчик в школе и дома — Мальмузи Л. — Зарубежные писатели

Страница 13 из 24

Неандертальский мальчик в школе и дома


ОБЖИГАЮЩИЙ КРЕМЕНЬ

Неандертальский мальчик наказание

Сегодня в нашем пещерном классе гнетущая атмо­сфера.
Дедушка Пузан проводит для нас, мальчиков, длин­ный и скучный урок по обработке кремней, а девочки тем временем скребут и вычищают шкуры.
– Повторяем пройденное. Какими материалами рас­полагает ледниковый человек для того, чтобы изготав­ливать орудия? Отвечай, Щеголек.
Но тот даже не слышит, уставился на Неандерталочку, выпучив глаза, как вареная рыба: сразу видно, влюблен.
Дедушка Пузан хватает его за ухо и тащит в первый ряд.
– Повторяю вопрос: какие породы камня мы можем использовать?
– Кварцит! – кричит с места Молния.
– Молодец. Но ты, наверное, заметил, что кварцит плохо отслаивается. Еще?
– Яшму, – говорит Мячик.
– Да, верно. Но яшма не слишком прочная.
– Халцедон, – припоминает Медвежонок.
– Конечно, халцедон очень хорош, однако он редко встречается. Но, к нашему счастью, ребята, в природе существует кремень, наш верный друг кремень. Нет материала лучше кремня, уж поверьте мне. Я всегда советую выбирать светло-коричневый, того же цвета, что и кожа тетушки Жерди, когда та не моется не­сколько лун.
Мы хохочем.
– Кремень, – продолжает дедушка Пузан, – самая твердая вещь на земле, за исключением, разумеется, башки Разъяренного Бизона.
Снова смех.
– Без кремня не было бы и ледниковых людей. Ска­жите, как бы мы обходились без наконечников копий, без скребков, которыми счищаем жир со шкур, без осколков, которыми режем по дереву? Мы бы ходили в чем мать родила и вскорости замерзли бы насмерть. Да, милые мои ребятишки, если не считать огня, то кремень – самое лучшее, что Мать-Луна подарила лед­никовым людям.
Мы почтительно кланяемся Тотему-Луне, который виднеется внизу, в центре летнего стойбища. Белый шар сверкает под бледными солнечными лучами; тем­ное пятно на нем – это шаман Полная Луна, который забрался туда, чтобы вздремнуть. Березка окликает его: – Папа!!!

Неандерталец и снежный ком

Колдун резко вскакивает и катится вниз. Поднима­ется, ошарашенный, весь в пыли, сердито смотрит на нас. Потом снова карабкается на свой ненаглядный тотем.
Урок продолжается.
Свисток и Мячик затаились в глубине грота и игра­ют в вышибалу кремневыми шариками; Морж клюет носом, прикрыв лицо кусочком шкуры; Буйволенок спит.
Вонючка, вместо того чтобы вычищать шкуру, гото­вит записочку для Щеголька…
В нашей школе передать записочку – целая пробле­ма. Не можем же мы использовать таблички из извест­няка: больно они тяжелые, да и учитель заметит.
И мы придумали обходиться легонькими кусочками коры.
Вонючка рисует на гладкой стороне дерево (предпо­лагается, что это береза), облако, медведя и пещеру.
Вот что хочет она передать Щегольку: «Березка и Умник спрятали зверя в пещере Без Дна». Умника она изобразила в виде облака, потому что наш друг вечно витает в облаках.
После долгих перемещений записка попадает к Ще­гольку, и тот читает: «Когда идет дождь, лесные медве­ди прячутся по берлогам».
Вытаращив глаза, он глядит на Вонючку, а та корчит рожи и показывает на Березку и Умника. Она что, спя­тила? Каждому ясно, что когда идет дождь, медведи прячутся по берлогам. Куда им еще деваться?
Вся эта суматоха не укрылась от дедушки Пузана, который вскакивает как ужаленный.
– А, записка! Ну, ну… Щеголек, живо подай ее сюда!
Щеголек хочет ее проглотить, чтобы уничтожить со­став преступления, точно так, как делаете вы, если вас застукают с запиской в руке. Но проглотить кусок тол­стой коры не так-то просто! К счастью, дедушка Пузан вовремя вырывает кору изо рта у Щеголька, пока тот не подавился.
– Ну-ка, дай взглянуть! – Читает. – Ах вот как! Гнусные разгильдяи, никакого уважения! Писать такие вещи!
Щеголек чешет бороду, ошарашенный: записка вовсе не кажется ему обидной. Глупой – да, но кого она мо­жет обидеть?
– Послушайте, что нацарапал этот писака, – негоду­ет учитель. – «Дедушка Пузан – медведь. Когда он пойдет в лес, пусть как следует вымокнет и свалится в яму!»
– Но дедушка, протестует Щеголек. – Читай как следует. Там написано: «Когда идет дождь, лесные медведи прячутся по берло­гам!»
– Да нет же, Щеголек, – ярится Вонючка. Ты сам не умеешь читать. Там написано: «Березка и Умник спрятали зверя в пещере Без Дна».
Мертвая тишина воцари­лась в пещере. Даже муха не пролетит (к тому же все они перемерзли!).

древнее письмо

Дедушка Пузан на какой-то момент теряется, не зна­ет, что сказать. Потом приходит в себя и спрашивает:
– В пещере Без Дна? Спрятали зверя? Скажите, что это неправда!
Березка и Умник молчат, опустив головы. Вонючка встает и указывает на меня пальцем.
– Неандертальчик там тоже был, и эта воображала, которая всегда с ним ходит. Я их видела. У них было мясо…
Неандерталочка начинает плакать.
– Все это вы мне объясните после обеда, – рычит дедушка Пузан. – Пещера Без Дна – табу, держать жи­вотных запрещено. Счастье ваше, что на сегодня у нас назначено посещение мастерской Обжигающего Крем­ня, иначе…
Из грота мы выходим совсем убитые.
Врезать бы как следует ябеде Вонючке, но что это изменит? К тому же Морж, Свисток и Мячик изводят нас всю дорогу.
– Так вам и надо!
– Теперь на своей шкуре узнаете, как дерется Рука-на-расправу-легка.
– Наконец-то получите по заслугам!
Березка не отвечает, глядит в пространство. Пережи­вает, поди, за своего Лизунчика.
Голос дедушки Пузана пробуждает нас к реаль­ности:
– Сейчас мы направимся в яму за стойбищем искать кремни. Недавно сошла лавина, и земля рыхлая.
Кремни гладкие и круглые, самые маленькие вели­чиной с ноготь, самые большие – с голову дедушки Пузана.
Мячик, у которого завидная коллекция кремневых шариков, не слушает объяснений и роется в земле, выискивая микроскопические кусочки. Он трудится самозабвенно, погруженный в мечтания о том, как вы­годно променяет свои находки, но дедушка Пузан вне­запно возникает у него за спиной и кричит ему прямо в ухо:
– Мячик! Чертенок ты этакий! Ничего хорошего из тебя не выйдет! Ты только и думаешь об игре, ты не слушаешь, не следишь за уроком! Теряешь время, соби­раешь всякую дрянь; но скажи, пожалуйста, что ты бу­дешь обрабатывать, какие камни?
Учителю невдомек, но «всякая дрянь» имеет огром­ную ценность для нас, ледниковых детей.
Две горсти кремневых шариков можно обменять на шкуру зайца-беляка, а цена за цветные камешки, кото­рые Рысь нашла в ручье далеко от стойбища, была просто головокружительной (говорят, что за такие ра­ритеты Щеголек ей предложил свой чудесный скребок из халцедона!)
Собственно, не только Мячику достается от нашего строгого учителя.
– Свисток! Сколько раз нужно повторять – слушай внимательно, не путай кремень с другими породами. Это песчаник: разве ты не видишь крупинки? Уда­ришь по этому камню, и он рассыплется на тысячу кусков.
Мы стараемся сосредоточиться.
Рысь уже собрала с десяток отличных кремней, и Молния не отстает. У меня поменьше, но некоторые очень даже недурны.
Рядом со мной – Неандерталочка, она еще ничего не нашла. Я подхожу поближе и тайком предлагало ей ве­ликолепный розовый кварцит, почти прозрачный.
Неандерталочка улыбается и показывает камень де­душке Пузану.

Неандертальцы поднимаются по ступенькам в гору

Солнце уже стоит высоко, когда мы добираемся до мастерской Обжигающего Кремня, небольшой пещеры, расположенной высоко на скалах. Склон весь усеян об­ломками: это отходы производства, которые Человек Ремесла выбрасывал за долгие годы тяжелой работы. Такая гора отходов часто вызывает праведный гаев те­тушки Бурундучихи: на собраниях она всегда твердит, что нельзя пренебрегать окружающей средой, опасно загрязнять ее.
После папы Большая Рука и колдуна Полная Луна Обжигающий Кремень – самый важный человек в де­ревне.
Кто из нас, ребят, не мечтает занять его место, стать его подручным, сопровождать его в таинственных путе­шествиях, которые он совершает каждое лето, чтобы не отстать от жизни и быть в курсе самых современных технологий?
Он получил свое имя благодаря удивительной ско­рости, с которой бьет по камню, откалывая от него пластины. Жутко смотреть на него в сумерках, когда он трудится допоздна перед входом в пещеру, заканчи­вая какую-нибудь поделку.
ТУК! ТОК! ТУК-ТОК-ТУК! ТУК-ТОК! ТОК-ТУК-ТОК!
Искры так и сыплются из кремня, разлетаясь в раз­ные стороны; все вокруг Обжигающего Кремня пылает, светится, дрожит, пока наш Человек Ремесла не завер­шит работу.
Только тогда он встает, подсаживается к костру и с удовлетворением разглядывает свое произведение. В его лаборатории страшный беспорядок.
По одну сторону – большие камни, которые служат наковальнями; по другую – все его инструменты (мо­лотки, внушительные топоры с рукоятками и камни помельче, с которыми будем работать мы, школьники).
На шкуре в центре пещеры разложены образцы, ко­торым мы должны подражать.
– Начнем с самого-самого легкого, – говорит Чело­век Ремесла. – Вы должны сделать скребки с изогну­той тыльной стороной, которыми мы обтачиваем шес­ты. Ваши скребки должны быть подобны этому, внима­тельно посмотрите на него.
Мы передаем скребок из рук в руки.
– Ничего себе самое легкое… – произносит Молния.
– Мать-Луна! Эти штрихи по краям трудно воспро­извести… – бормочет Умник, весьма озабоченный.
Обжигающий Кремень раздает нам молотки.
– Прежде чем начинать, вглядитесь внимательно, – предупреждает он.
Кладет кусочек кремня на камень-наковальню, креп­ко прижимает его, поднимает молот.
ТУК! ТУК! ТУК!
Камень расслаивается как по волшебству, пластин­ка за пластинкой. Кажется, здесь действует не сила, а магия.
– Теперь вы. Ну, ребята, кто самый храбрый?
Мы поднимаем молотки и принимаемся стучать как одержимые; вскоре мастерскую наполняет оглушитель­ный шум, в котором выделяется визг девчонок, кото­рые болеют то за одного, то за другого из мальчишек; радостные крики тех, у кого получилось, и время от времени – душераздирающие вопли.

Неандертальский мальчик удар по пальцу молотком

УАУУУ!!!

(Не волк то воет, приблудившийся к мастерской, а вопит от боли Щеголек, расплющивший себе мизинец!)
АЙЙЙЙ!!!
(Указательный палец Моржа стал совсем лиловым.)
УЙЙЙ!!!
(Большой палец Уголька раздулся до невероятных размеров.)
А Кротик?
Кротик возится с кусочком белого кремня странной, яйцеобразной формы. Он страшно гордится своей на­ходкой и, прежде чем ударить по камню, тщательно его устанавливает: не хочет испортить такое совершенное творение природы.
Наконец решается, закрывает глаза – и бьет со всей силы.

Неандертальцы в перещре разбили яйцо

ПЛЯМ
Что за странный звук!
Мы все поворачиваемся к нему.

Желтая жижа залепляет ему лицо, склеивает волосы, стекает с рук.
Потом в воздухе распространяется такой отврати­тельный, тошнотворный запах, что мы все выбегаем на­ружу, чтобы не лишиться чувств.
– Перерыв! – вопит Обжигающий Кремень, тоже спасаясь из мастерской каменных орудий.
– Фу ты! Белый кремень был не просто похож на яйцо – это и было яй­цо!!! – кричит Свисток.
– К тому же тухлое!

яйцо

– Кто знает, сколько лун пролежало оно в земле.
– Теперь надо помыть Кротика, – замечает Молния. Мы идем к нашему другу; вонь в самом деле нестер­пимая.
Относим его к ручью, разводим хороший костер, раздеваем беднягу догола, моем ему лицо и волосы, по­том усаживаем у огня.

– Так-то лучше, – говорит он, довольный. – Но я не понимаю, что случилось…
– На-ка вот лучше поешь… – утешает его Попрыгу­нья. И в следующий раз не подбирай слишком белые камни.

Солнце уже заходит, когда мы прощаемся с Обжи­гающим Кремнем.

Неандертальские дети в пещере у костра

– До свидания, ребята, приходите еще. И ты будь здоров, старый толстяк, – добавляет Человек Ремесла, дружески хлопая учителя по спине.

– Гр-р-р! – отвечает дедушка Пузан и с такой силой хлопает умельца по спине, что Обжигающий Кремень едва не вылетает из пещеры.
– За что ты так не любишь Человека Ремесла, де­душка? – спрашивает Блошка, пока мы спускаемся.
– Хвастун, задавака… – бормочет учитель.
– Но он знает свое дело. Многие стойбища завидуют нам, – замечает Молния.
– Они ничего не понимают. Я тоже умею работать с кремнем… – огрызается старик.
– Ты так говоришь потому, что тебе завидно! – не удерживаюсь я.
– Помолчи, Неандертальчик. И вспомни, что тебе предстоит нелегкое объяснение. Украсть мясо, предна­значенное для Матери-Луны… завести щенка! На на­шем стойбище такого отродясь не случалось!
Березка и Умник, взглянув на меня, опускают го­ловы.
Неандерталочка мрачнеет.
Какая туча собирается над нашими юными голо­вами!

— Страница 13 —

Рейтинг
( 5 оценок, среднее 4.2 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: