Страница 19 из 28
Библейские легенды
— Зачем вы пируете вместе с мытарями и грешниками? — удивлялись книжники и фарисеи.
— Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, — ответил им Иисус. — Не праведников, а грешников пришел я призвать к покаянию.
Тогда подошли к Иисусу ученики Иоанна и говорят:
— Почему мы и фарисеи много постимся, а твои ученики не постятся?
— Какой же на свадьбе пост, если жених сидит вместе с гостями? Вот придет время, когда отнимут у них жениха, тогда они и будут поститься. К старой одежде никто не пришивает заплату из небеленой ткани, потому что заплата сядет и отдерет старую ткань, и дыра будет еще больше. Никто не наливает молодого вина в старые мехи: мехи разлезутся и вино вытечет. Молодое вино наливают в новые мехи: сохраняется одно и другое.
Так отвечал Иисус.
Однажды в субботу проходил Иисус с учениками по полю, на котором были колосья. Ученики были голодны, стали срывать колосья и есть.
Увидели это фарисеи и говорят:
— Нельзя рвать колосья в субботу.
— А разве Давид не брал в храме хлеб, предназначенный для священников? — ответил им Иисус. — Разве священники в храме не нарушают субботний отдых? Если бы вы знали, что значит: «Милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных, ибо не человек для субботы, а суббота для человека.
В праздник пришел Иисус в Иерусалим. Была в этом городе купальня у Овечьих ворот, называли ее «Дом милосердия», а при ней — пять крытых ходов. Лежало там множество больных — слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали, когда сойдет в купальню ангел и возмутит воду. Кто первый входил в возмущенную воду, тот исцелялся, какая бы болезнь ни мучила его до тех пор.
Увидел там Иисус человека, который не мог подняться вот уже тридцать восемь лет.
— Хочешь ли ты быть здоров? — наклонился к нему Иисус.
— Некому опустить меня в воду, — пожаловался больной. — Настолько я немощен, что никак не могу быть первым.
— Встань, возьми постель свою и ходи, — сказал Иисус. Встал человек, взял постель и пошел.
— Зачем ты взял постель? Ведь сегодня суббота, — говорили ему со всех сторон.
— Тот, кто меня исцелил, велел взять постель и идти.
— Кто же тот человек?
Исцеленный оглянулся на Иисуса, но того уже не было на прежнем месте.
Потом вошел исцеленный в храм и увидел там Иисуса.
— Не греши больше, — сказал ему Иисус. — Не случилось бы с тобой чего похуже.
Человек же этот показал на Иисуса:
— Вот кто меня исцелил.
Стали люди гнать Иисуса, хотели его убить за то, что делает он такие дела в субботу.
— Отец мой делает, и я делаю, — отвечал Иисус.
Еще пуще рассердились на него люди за то, что отцом своим назвал Иисус Бога, что ставит он себя вровень Богу.
— Истинно, истинно говорю вам: я послан Отцом Небесным, — ответил им Иисус. — Вы через писания думаете войти в жизнь вечную, а писания свидетельствуют обо мне, о Сыне Человеческом. Слушайте меня, ибо обо мне писал пророк Моисей. Вы чтите его законы, а сами ему не верите.
АПОСТОЛЫ
В те дни взошел Иисус на гору помолиться и пробыл там всю ночь. Утром избрал он двенадцать учеников, еще называют их апостолами: Петра, брата его Андрея, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона Ревнителя, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
Дал им Иисус власть над нечистыми духами, чтобы изгонять нечисть и врачевать всякую болезнь и немощь. И заповедал ничего не брать в дорогу, кроме посоха, — ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Окружило Иисуса множество народа, пришли люди послушать его и исцелиться от болезней своих. Все хотели прикоснуться к Иисусу, потому что от него исходила целительная сила.
Увидел Иисус людей, поднялся на высокое место, сел, и приблизились к нему ученики.
Поднял Иисус глаза на апостолов и стал говорить:
— Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо утешатся.
Блаженны кроткие, ибо наследуют землю.
Блаженны жаждущие правды, ибо насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить на меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Так гнали и пророков, которые были прежде вас.
Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему не годна, ее можно только выбросить вон на попрание людям.
Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но — на подсвечнике, чтобы освещала весь дом.
Так же пусть светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного.
Не думайте, что я пришел нарушить закон или слова пророков. Не нарушить пришел я, но исполнить.
Вы слышали, что сказано древними: «Не убивай; тот, кто убьет, подлежит суду».
А я вам говорю, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.
Еще слышали вы: «Не преступай клятвы».
А я вам говорю: не клянись вовсе ни небом, ни землей, ни головой своей, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Пусть слово ваше будет: «Да, да; нет, нет». А остальное — от лукавого.
Вы слышали, что сказано: «Око за око, зуб за зуб».
А я вам говорю: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему левую. Кто захочет судиться с тобой и взять у тебя нижнюю рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебя — дай, от желающего занять у тебя — не отвращайся.
Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего своего и ненавидь врага».
А я вам говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Будьте сынами Отца Небесного, ибо он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Если вы будете любить любящих вас, за что вас награждать? Не то ли же самое делают мытари? Что особенного вы делаете, если приветствуете только братьев ваших? Точно так поступают и язычники.
Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец Небесный.
Творите милостыню втайне, иначе не будет вам награды. Не трубите о милостыне перед собою, как делают лицемеры. Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Отец Небесный, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Молясь, не будь многословен, ибо Отец Небесный знает наперед твои нужды. Вот какие должны быть слова молитвы:
«Отче наш, который на небесах! Да святится имя твое, да приидет Царствие твое, да будет воля твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, ибо твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь».
Если вы будете прощать людям согрешения их, то и вам простится.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где все истребляется молью и ржой и где воры подкапываются и крадут.
Сокровища себе собирайте на Небе, где нет моли и ржи и где нет воров.
Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Светильник для тела есть око. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?
Никто не может служить двум господам. Нельзя служить одновременно Богу и мамоне.
Поэтому говорю вам: не заботьтесь о том, что вам есть и пить и во что одеться, потому что душа — больше пищи, а тело — больше одежды.
Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы — Отец Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь о себе, может прибавить себе росту хотя бы на локоть?
И об одежде зачем заботиться? Посмотрите на полевые лилии: не трудятся, не прядут, но и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если траву полевую, которая сегодня существует, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то как же он оденет вас, маловеры!
Ищите прежде Царства Божия и правды его, а остальное все вам приложится.
Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе, довольно для каждого дня своей заботы.
Не судите и не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы, какой мерой мерите, такой и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучок в глазу брата своего, а бревна в своем глазу не чувствуешь? Как скажешь брату своему: «Дай выну сучок из твоего глаза», если в твоем глазу бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не растерзали вас.
Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, стучите, и вам откроют.
Есть ли между вами такой человек, который подаст камень тому, кто просит у него хлеба, подаст змею просящему рыбу? Если вы умеете давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст блага просящим у него.
Во всем поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы люди поступали с вами.
Входите тесными вратами, потому что к погибели широки врата и пространен путь. Многие идут ими. Врата жизни — узкие, и немногие их находят.
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри они — волки хищные. По делам их узнаете их. Разве собирают с терновника виноград, а с репейника — смоквы? У доброго дерева и плоды добрые, у худого дерева и плоды худые. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Всякого, кто слушает слова мои и исполняет их, уподобляю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне, и не упал дом ни от ветра, ни от дождей, ни от разлива рек. Всякий, слушающий мои слова, но не исполняющий их, похож на человека безрассудного, который построил дом свой на песке, и рухнул дом от ветров, дождей и разлива рек.
СОТНИК (и другие чудеса Иисусовы)
Сказал Иисус свою проповедь и пошел в Капернаум. А в это время у одного римского военачальника умирал слуга. Вышел этот сотник навстречу Иисусу и попросил:
— Исцели моего слугу!
— Я приду к тебе, — отвечал Иисус.
— Не достоин я, чтобы ты, Господи, вошел в мой дом. Вот я, человек военный, говорю воину: «Уйди» — и он уходит. «Подойди» — и он подходит. Так и ты: скажи слово, и выздоровеет слуга.
Удивился Иисус и сказал бывшим с ним:
— Нигде не видел я такой веры.
Потом обратился он к сотнику:
— Иди, да будет тебе по вере твоей.
Пришел домой сотник, а слуга его уже здоров.
ВОСКРЕШЕНИЕ В НАИНЕ
После того пошел Иисус в Наин и у городских ворот повстречал похоронную процессию: вдова хоронила единственного сына. Сжалился над ней Иисус.
Остановил людей, несших гроб, и сказал:
— Юноша! Тебе говорю: встань!
Поднялся мертвый, открыл глаза и заговорил.
— Великий пророк между нами! Бог пришел к своему народу! — шептались вокруг.
Всем было страшно.
ОТВЕТ ИИСУСА ИОАННУ КРЕСТИТЕЛЮ
Ученики Иоанна Крестителя много рассказывали учителю своему об Иисусе, и тогда послал Иоанн двух из них к Иисусу. Пришли они и спросили:
— Иоанн Креститель хочет знать: ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?
— Пойдите и расскажите Иоанну обо всем, что видели вы и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют.
Когда ушли ученики Иоанна, Иисус обратился к народу:
— Нет ни одного пророка, который бы был больше Иоанна Крестителя, но даже меньший в Царстве Небесном — больше его.
Все стали креститься крещением Иоанна, только фарисеи и книжники отказались.
— С кем сравнить этих людей? — вопросил Иисус. — Они подобны детям, которые укоряют друг друга: мы на дудке вам играли, а вы плясать не хотели, мы причитали, а вы не плакали. Так и эти: Иоанн не брал в рот ни хлеба, ни вина, а они говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет, и стали говорить о нем: чревоугодник и друг грешников.
УМЕТЬ ПРОЩАТЬ
Фарисеи и книжники привели к Иисусу женщину, которая изменила мужу:
— Моисей в законе заповедал побивать таких женщин каменьями. Что ты скажешь?
Они нарочно так спрашивали, чтобы было потом, в чем уличить Иисуса.
Иисус не обратил на них никакого внимания. Он склонил голову и что-то чертил на земле пальцем. Но видя, что законники никак не желают отстать, Иисус поднял голову и сказал:
— Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень.
Снова склонился Иисус и стал писать на земле. Все вокруг притихли и начали расходиться, не глядя друг другу в глаза.
Поднял голову Иисус и увидел, что женщина стоит перед ним одна.
— Где же твои обвинители? Так никто тебя и не осудил? Я тоже не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши.
В другой раз фарисей по имени Симон пригласил к себе на обед Иисуса. Пришел Иисус и прямо с улицы зван был к столу.
В городе том жила некая грешница. Узнала она, в каком доме находится Иисус, схватила сосуд с душистым маслом, прибежала в дом фарисея, увидела Иисуса, заплакала и стала обливать его ноги слезами, утирать волосами своими, маслом мазала и целовала при этом.
Фарисей смотрел на нее и думал: «Настоящий пророк никогда не позволит прикасаться к себе грешнице».
— Знаешь, Симон, — вдруг обратился к нему Иисус, — некий богач одолжил одному человеку пятьсот динариев, а второму — пятьдесят. Потом увидел бедность одного и второго, простил долги. Скажи теперь, который из должников больше возлюбит того человека?
— Думаю, что тот, которому он больше простил.
— Правильно ты рассудил, — сказал Иисус Симону. — А теперь взгляни на эту женщину. Я пришел в твой дом, а ты воды мне на ноги не дал, не поцеловал меня, не помазал головы моей маслом, она же умыла ноги мои слезами, целует их и смазывает их маслом. За большую любовь прощаются ей большие грехи. Иди, женщина, вера твоя спасла тебя, — сказал этой грешнице Иисус.
КТО НЕ СО МНОЙ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ
Привели к Иисусу человека, который был бесноват, слеп и нем. Когда Иисус его исцелил, фарисеи сказали:
— Силой дьявола выгоняет он духа бесовского.
— Разве может Сатана изгнать Сатану? — возразил Иисус. — Если Сатана пойдет против себе подобных, царство его рухнет, тогда конец Сатане. Все простится человеку, но вечному осуждению подлежит тот, кто будет хулить Духа Святого. Кто не со мной, тот против меня, — говорил Иисус, потому что назвали силу его нечистой.