Страница 1 из 17
Скульптура
В одном из древнегреческих мифов рассказывается о том, как царь Пигмалион, который был искусным скульптором, создал статую прекрасной девушки Галатеи. Статуя была так великолепна, что Пигмалион влюбился в нее и упросил богиню любви Афродиту оживить изваяние. Богиня выполнила просьбу, и Пигмалион женился на возлюбленной.Миф о Пигмалионе не только воспевает чудесную силу искусства скульптора. Он говорит о том, что древние люди верили, будто в каменной статуе обитает душа изображенного — бога, человека, зверя. Так что же это за искусство, способное вдохнуть жизнь в мертвый камень. — искусство скульптуры?
Само греческое слово скульптура в переводе означает вырезать, высекать.
Скульпторы подобны волшебникам: они могут не только сотворить фигуру из глины или камня, но и «оживить» ее своим талантом.
Скульптура окружает нас повсюду. Площади городов украшают памятники, которые увековечивают память о важных исторических событиях или выдающихся людях. Любуясь декоративной скульптурой старинных парков и фонтанов, мы переносимся в уютный мир дворянской усадьбы, соприкасаемся с живым дыханием времени…Каменные узоры с фантастическими зверями в древних храмах Владимира, «лепные картины» на фасадах Адмиралтейства в Петербурге, на стенах храма Христа Спасителя в Москве — тоже скульптура. А еще она живет в каждом доме: это и глиняные игрушки, созданные народными умельцами, и небольшие фарфоровые статуэтки, и декоративные панно из дерева или металла.
О том, как создается скульптура, как ее смотреть и понимать, о самых выдающихся произведениях скульптуры рассказывает эта книга из серии «Что есть что в искусстве».
ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ
Чем скульптура отличается от живописи?
Художник пишет красками на плоскости холста. Предметы на картине не потрогаешь, не обойдешь со всех сторон, ведь все изображенное на ней — лишь иллюзия. У скульптуры же есть реальный объем. К ней можно прикоснуться и ощутить выпуклость формы, шероховатость камня, холодную гладь металла или тепло дерева. Поэтому скульптуру иногда называют пластикой (от греческого plastikos — годный для лепки, податливый, пластичный).
В живописи можно запечатлеть все что угодно: людей, сказочные фантазии, исторические события, виды природы… Возможности скульптуры более ограничены. Скульпторы в основном изображают человека, иногда — животных. Казалось бы, их произведения должны быть однообразными. Но на самом деле это не так, ведь образ человека многогранен. И в этом легко убедиться, сравнив два произведения.
Посмотри, например, на скульптуру «Диадумен» (атлет, повязывающий на голову ленту). Ее создал в середине V в. до н. э. знаменитый греческий скульптор Поликлет. Атлет стоит горделиво, осознавая свое достоинство победителя, чуть устало опустив голову. Гимн во славу человека — вот что можно сказать об этой статуе (так еще называют крупные произведения круглой скульптуры).
А вот другой пример. Сказочного старичка «Стрибога» в начале XX в. вырезал из дерева русский скульптор СТ. Конёнков. Это тоже изображение человека, только мысли и настроения у зрителя оно рождает совсем другие. Стрибог — древнеславянское божество, его ноги и посох напоминают корни дерева, волосы и длинная борода — изгибы ствола.
1. Палеолитическая Венера, камень, около 22 000 до н. э.
2. Поликлет. Диадумен, мрамор, середина V в. до н. э.
3. Богоматерь с Младенцем, раскрашенное дерево, около 1270.
4. С.Т. Конёнков. Стрибог, дерево, начало XX в.
5. Микеланджело. Пленник, или Умирающий раб, мрамор, 1513–1516.
6. Жан Арп. Сновидение, бронза, 1937.
Посмотри, как в этих скульптурах, выполненных в разные эпохи из разных материалов, их создатели воплотили образ человека.